Ритуальный мир населения энеолита
Археоастрономия
Что это такое?

Это изучение древних или традиционных астрономий в их культурном контексте с использованием археологических и антропологических данных, она также тесно связана с исторической астрономией, использованием исторических записей небесных событий для решения астрономических задач и истории астрономии, которая использует письменные записи для оценки прошлых астрономических традиций.

Говоря простым языком – археоастрономия помогает понимать истоки мифов, дает астрономам возможность понять то, как рассчитывалось время, понять механизмы, движущие человека к постоянному познанию мира.
Источник: https://cutt.ly/byMx1KP
«Любопытно, как древние люди могли рассчитать огромный цикл в 26000 лет, ведь цивилизация не длилась столько, чтобы иметь эти наблюдения. Астрономы предполагают, что система пещер с вертикальными выходами расположена так, что угол смещения Солнца по мере его передвижения позволял проводить расчеты.»
Галина Ершова
Доктор исторических наук, директор Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова РГГУ
История археоастрономии

Археоастрономия почти так же стара, как и сама археология. Генрих Ниссен, возможно, был первым археоастрономом, опубликовавшим «Das Templum: Antiquarische Untersuchungen» в 1869 году. За ним последовал астроном Норман Локьер чьи исследования включали изучение египетских храмов в книге «Заря астрономии» (1894) и Стоунхенджа «Стоунхендж и другие британские каменные монументы» (1906). В тот же период археолог Фрэнсис Пенроуз опубликовал в журнале «Phil. Trans.» статью по астрономическому выравниванию греческих храмов в Средиземноморье.
Сотни лет храмы в Греции строились по особому правилу. Количество колонн, размеры и отношения частей храма были точно установлены, а храм ориентировался по расположению по «востоку-западу».
Источник: https://cutt.ly/qyMx45Y
На Британских островах интерес к археоастрономии угасал вплоть до 1960-х годов, когда астроном Джеральд Хокинс предположил, что Стоунхендж был неолитическим компьютером. Примерно в это же время инженер Александр Том опубликовал свои результаты обследования мегалитических памятников. Претензии Хокинса были в значительной степени отклонены, а реакция на анализ Тома большинства археологов была довольно прохладной. Только Эван Макки признал, что теории Тома нуждаются в проверке, и он провел раскопки на стоячем каменном участке Кинтро в Аргиллшире в 1970 и 1971 годах, чтобы проверить, было ли предсказание последнего о наблюдательной платформе на склоне холма о камне правильным. Макки в целом согласился с выводами Тома и опубликовал новые предыстории Британии.
В Новом Свете антропологи стали более полно рассматривать роль астрономии в жизни индейских обществ. Этот подход имел доступ к источникам, отсутствовавшим в предыстории Европы, таким как этнографии и исторические записи ранних колонизаторов. Концентрация на исторических данных привела к тому, что некоторые утверждения о высокой точности оказались сравнительно слабыми по сравнению со статистически обоснованными исследованиями в Европе. Это пришло в голову на совещании, организованном МАУ в Оксфорде в 1981 году. Также вместо того чтобы просто констатировать существование древних астрономий, археоастрономы стремились объяснить, почему люди проявляют интерес к ночному небу.
Источник: https://cutt.ly/AyMx6xT
Источник: https://cutt.ly/AyMx6xT
Источник: https://cutt.ly/kyMcy33
Археологи признали высокий уровень астрономических знаний у людей эпохи неолита и бронзового века только в 1960-е гг. после публикации английского астронома Дж. Хокинса о Стоунхендже и работ Тома, детально исследовавшего множество памятников археоастрономии в Великобритании.
«Археоастрономия — довольно новая междисциплинарная наука. Еще в 80-е годы профессиональные археологи считали чуть ли не позорным занятие археоастрономией. Но в 90-е годы появилось сильное движение, соединившее археологов и астрономов в этом направлении. Действительно, древние люди знали много, их знания были приобретены за счет наблюдений, и они фиксировали эти наблюдения в своих постройках, записях, расчетах. Археоастрономия возникла как жизненная необходимость, так как многое было невозможно понять без определенных знаний. Сейчас её право на существование уже не дискутируется.»
Галина Ершова
Доктор исторических наук, директор Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова РГГУ
Что включает в себя археоастрономия?
Астроархеология
Изучает археологические памятники и древние артефакты для поиска в них астрономического значения.
Этноастрономия
Раскрывает космологические и космогонические представления древних по фольклорным и этнографическим данным.
Астропиктография
Изучает астрономическое значение древних рисунков (петроглифов), не всегда известное по этнической принадлежности.
Астромифология
Изучает астрономическое значение мифологических концепций разных народов, зависящих от места проживания.
Астротеология
Изучает изменение религиозных концепций в зависимости от временных изменений астрономических картин звездного неба.
Астрогносеология
Изучает изменение познания (гносео- греч. познание) и мировоззрения древних людей в зависимости от изменения астрономических картин звездного неба.
Как анализируют найденные артефакты?
Артефактный анализ
Исследуется артефакт, и предпринимаются попытки провести аналогии с историческими или этнографическими записями других народов (артефакты подобные небесному диску Небры); анализ артефакта и ссылка на описание аналогичных устройств, которые указывали бы на вероятное использование этого устройства (механизм Антикиферы).
Символический анализ
В некоторых случаях использование артефакта может быть известно, но его значение может быть не полностью понято. В таких случаях может потребоваться изучение символики на артефакте. Примером могут служить астрологические символы, найденные на некоторых туфлях и сандалиях времен Римской Империи. Более проблематичными являются некоторые петроглифы. Примером может служить Солнечный кинжал из Фаджада Батт, который представляет собой отблеск солнечного света, проходящего над спиральным петроглифом. Расположение кинжала на петроглифе меняется в течение всего года.
Анализ выравнивания
Изучение ориентации конструкций и расчета направления, в котором они стоят. В случае Стоунхенджа хорошо известно, что он сходится с восходящим солнцем в середине лета. В случае с египетскими пирамидами - они обращены на север, вероятно, к циркумполярным звездам.
Механизм Антикиферы
Механическое устройство, поднятое в 1901 году с древнего судна. Механизм содержал не менее 30 бронзовых шестерён в прямоугольном деревянном корпусе, на бронзовых передней и задней панелях которого были размещены циферблаты со стрелками. Механизм использовался для расчёта движения небесных тел и позволял узнать дату 42 астрономических событий.Источник изображения: https://cutt.ly/4yMchfI
Солнечный кинжал из Фаджада Батт
Диаграмма, показывающая расположение солнечных кинжалов на петроглифе в разные дни.Источник изображения: https://cutt.ly/5yMcn9L
Стоунхендж
Солнце встает за Пяточным камнем в Стоунхендже в летнее солнцестояние.Источник изображения: https://cutt.ly/HyMc2JS
Переходный процесс

Кроме того, часто возникают преходящие явления, события, которые не происходят в годовом цикле. Так, солнечные затмения могут быть использованы для датировки событий в прошлом. Другими событиями являются сверхновые звезды, остатки которых видны астрономам, и поэтому их положение и величина могут быть точно вычислены. Кометы, как класс объектов, остаются непредсказуемыми и могут появиться в любое время. Метеоритные дожди должны быть предсказуемы, но метеориты являются кометными обломками и поэтому требуют расчетов орбит, которые в настоящее время невозможно завершить. Другие события, отмеченные древними, включают полярные сияния, паргелии и радуги, которые так же невозможно предсказать, как и древнюю погоду, но, тем не менее, возможно, считались важными явлениями.
Древние наблюдатели не знали что такое сверхновая звезда, они описывали ее как "звезду-гостью", а под это определение часто попадали яркие кометы и новые звезды.
Упоминания солнечных затмений в исторических источниках даёт обычно возможность независимой проверки или уточнения хронологической привязки описанных в них событий. Если затмение описано в источнике недостаточно подробно, без указания места наблюдения, календарной даты, времени и фазы, такая идентификация зачастую неоднозначна.
Люди всегда проявляли особый интерес к кометам. Их необычный вид и неожиданность появления служили в течение многих веков источником всевозможных суеверий. Древние связывали появление в небе этих космических тел со светящимся хвостом с предстоящими бедами и наступлением тяжёлых времён.
Раньше не отличали метеорные потоки от метеоритного дождя. Как первые, так и вторые называли одинаково: огненный дождь. Они часто истолковывались как «божественные знамения» (либо как позитивные-благоприятные, либо как негативные). Например, Крестьянский крестовый поход 1095 года.
У финнов есть легенда, что северное сияние происходит из-за того, что охотящиеся на сопках лисы чешут бока о скалы с такой силой, что на небо летят искры, потому и называют полярное сияние Лисьим Хвостом (лиса, правда, почему-то не рыжая, как ей положено быть, и даже не серебристая, а чаще всего зелёная, но кто ж их,этих лис знает).
В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, союза Бога и человечества (в лице/через Ноя) и того, что потопа никогда больше не будет.
Источник: https://giphy.com
Использование календарей

Общим обоснованием необходимости астрономии является необходимость разработки точного календаря для сельскохозяйственных целей. Примером несельскохозяйственного календаря является Майяский Цолкин, который представляет собой цикл из 260 дней. Это число основано на более раннем календаре и встречается во всей Мезоамерике. Это составляло часть более полного календаря майя, который объединил ряд астрономических наблюдений и ритуальных циклов. Другие своеобразные календари включают в себя древнегреческие календари. Они были номинально лунными, начиная с Новолуния. На самом деле календарь мог приостанавливаться или пропускались дни из-за путаницы людей, которые записывали даты как на гражданском календаре, так и на лунном.
Календарь майя
Сами индейцы считали, что древний календарь подарен им божественными существами, сошедшими на Землю в незапамятные времена. Существовало две разновидности летоисчисления: Цолькин (ритуальный календарь); Хааб (гражданский календарь). Хааб использовался для сельскохозяйственных нужд, его цикл состоял из 365 дней – примерное время полного обращения нашей планеты вокруг солнца. Другое название системы – солнечный календарь. Год делился на 19 месяцев. 18 из них состояло из 20 суток, один месяц – из 5 суток (так называемых «дней без имен»). Хааб предназначался для проведения полевых работ и применялся в повседневной жизни. Ритуальный календарь индейцев майя (Цолькин) длился 260 дней. Он состоял из периодов длительностью 20 и 13 дней, которые сменяли друг друга. Каждый день имел собственное название и соответствующий символ – солнечную печать. Индейцы объединяли оба календаря в один, которые именовался «календарный круг».


Источник: https://cutt.ly/0yMbyQT

Источник: https://cutt.ly/dyMv9wx
Древнегреческий календарь

Система исчисления, которой пользовались в Древней Греции и сопредельных государствах в первом тысячелетии до н.э. В настоящее время данный календарь не употребляется. Любые знакомые нам настенные календари, настольные, перекидные и карманные календарики представляют григорианскую систему исчисления, принятую на несколько столетий позже эллинской.Солнечно-лунный календарь, которым пользовались древние греки, был создан с учётом астрономических циклов. Год состоял из 12 месяцев, ориентированных на лунный цикл. В каждом месяце содержалось 29 или 30 дней, год равнялся 354 суткам. Примерно раз в три года добавлялся ещё один месяц. Календарь древних греков несколько раз подвергался коррекции. Был введён цикл из 8 лет, в котором добавочный месяц вставлялся в 3, 5 и 8 годы. 8-летний цикл впервые ввели в Афинах в 594 г. до н.э., идея принадлежала политическому деятелю и поэту Солону. Примерно 50 лет спустя астроном Метон предложил использовать более точный 19-летний цикл, в котором было 7 вставных месяцев. Новый стиль вводился в употребление довольно долго; позже от его использования решили отказаться.

Древнеегипетский календарь

Древнеегипетскую календарную традицию характеризуют три особенности. Во-первых, параллельное сосуществование нескольких календарных систем, применявшихся в разных областях жизни; во-вторых, соединение двух противоположных начал, нашедших выражение в разных системах, — стремления привязать календарь к сезонам солнечного года и полностью освободиться от какой-либо связи с сезонами; в-третьих, определение периодической структуры календаря не только по движениям небесных светил, но схематически, руководствуясь требованиями практического удобства и математической простоты.

Источник: https://cutt.ly/SyMvoXx

Источник: https://cutt.ly/ByMvfW1
Еврейский календарь

Лунно-солнечный календарь евреев, официальный календарь в Израиле наряду с григорианским. По этому календарю празднуют еврейские праздники, читают соответствующие главы Торы в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Использование математики в расчёте дат календаря вместо наблюдения за фазами Луны было утверждено постановлением Гилеля Второго в 359 году. Начало летоисчисления соответствует 6/7 октября 3761 года до н. э. Месяцы и Рош ха-Шана (новый год) начинаются в новолуние, благодаря чему каждая дата приходится на одну и ту же фазу Луны. Песах — в полнолуние месяца Нисан в начале весны.
Ацтекский календарь
Ацтекский календарь — система измерения времени, применявшаяся у народов Месоамерики. Впервые эта система появилась у ольмеков около 3500 лет назад и впоследствии распространилась среди культур и народов центральной Мексики, в том числе майя, сапотеков и ацтеков, которые считали, что время воплощает в себе божественное присутствие, а также предопределяет счастливую, несчастную или нейтральную судьбу. Календарь состоял из двух параллельных циклов: гражданского 365-дневного шиупоуалли (аст. xiuhpohualli, что значит «счёт лет», соответствует хаабу у майя) и ритуального 260-дневного тональпоуалли (аст. tonalpohualli, что значит «счёт дней» или «счёт судеб», соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век», называвшийся «Новым Огнём». Ацтеки верили, что в конце каждого такого 52-летнего цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового ознаменовывалось особыми торжествами. Сто «веков», в свою очередь, составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем». В соответствии с этой системой в настоящий момент мы живём в пятой эре Четыре землетрясения, «солнцем» которой является бог Тонатиу.

Источник: https://cutt.ly/9yMvjpW

Источник: https://cutt.ly/VyMvWBk
Юлианский календарь
Юлианский календарь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Средняя продолжительность года составляет 365,25 суток. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введён в Римской республике с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. Римский календарь основывался на обратном счёте от одного из трёх дней месяца — календ (первый день месяца), нон (примерно четверть месяца) или ид (середина месяца). В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-й день месяца, а ноны — на 7-й день, в остальные месяцы — на 13-й и 5-й день соответственно. Дата отсчитывалась обратным включительным счётом от ближайших календ, ид, или нон; так первый день апреля назывался апрельскими календами, последний день марта — днём перед апрельскими календами (Pridie Kal Apriles), предпоследний день марта — третьим днём до апрельских календ, и т. д.. Такое обозначение дат долгое время сохранялось и в юлианском календаре.
Григорианский календарь
Григорианский календарь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; средняя продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет[1]. В григорианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; год может начинаться с любого из семи дней недели. В совокупности это даёт 2 × 7 = 14 вариантов календаря на год. Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Григорианский календарь используется в большинстве государств и стран мира. В литературе также применяется название — «новый стиль».

Источник: https://cutt.ly/ayMvYAB

Источник: https://cutt.ly/yyMvM5j
Китайский календарь
Древнейшие надписи на гадательных костях эпохи Шан (XVI—XI века до н. э.) описывают год из 12 лунных месяцев, в котором проводились эмпирические вставки тринадцатого и иногда даже четырнадцатого месяцев, чтобы избежать сползания календаря и сохранить его привязку к временам года и солнцестояниям. Уже тогда использовался шестидесятилетний цикл для отсчёта лет и дней. Традиция считает, что год начинался с первого новолуния после зимнего солнцестояния.
Видео: «Археоастрономия: через прошлое к будущему».
Источник: https://cutt.ly/8yMmiMI
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website