Неординарность комплекса, регулярность расположения столбовых ямок позволили предположить его ритуальный характер, а также возможность астрономического статуса. В связи с этим план памятника исследовался с точки зрения археоастрономической. С помощью палетки с разметкой солнечных и лунных ориентиров был определен центр святилища: столб 13 во внутреннем круге. Именно от столба 13 расходятся направления на основные солнечные и лунные азимуты. В целом, на святилище зафиксированы четыре солнечных направления и восемь лунных.
Таким образом, элементами пространства на святилище Велижаны-2 являются концентрические круги, крест, образованный направлениями север-юг и запад-восток, проходы, столбы, ямы, ритуальные сооружения. Эти компоненты и составляют картину мира и конструируют образ пространства.
На археологических памятниках сакральные зоны отмечены наибольшим сосредоточением остатков ритуальных действий. На святилище Велижаны-2 основные церемонии проводились в северо-западной и северо-восточной части, а также на западе и востоке. Южная часть святилища содержит только меты солнечных и лунных направлений и небольшое число находок, которые свидетельствовали бы о совершении здесь важных культов. Кроме того, в этой части расположен выход к воде, первозданной стихии. Таким образом, исходя из принципа бинарных оппозиций, можно заключить, что для строителей святилище Велижаны-2 именно север был наиболее сакральным, а юг ассоциировался с низом, подземным миром.
Пространственно-временное значение имеют и двенадцатилучевые фигуры в круге святилища и на посуде. Число 12 состоит из 8 лунно-солнечных ориентиров и 4-х направлений на стороны света, оно завершает годовой круг. Характерны для посуды святилища Велижана-2 и такие числовые доминанты, как 6 и 13. Они отражают, по всей видимости, количество месяцев в году и половине года, Год, впрочем, если он рассчитан по луне, мог иметь 8 или 10 месяцев. Лунно-солнечный год содержал 12 месяцев, а тринадцатый добавлялся каждые 5 или 3 года.
Помост в сооружении А и постройка Б направлены на заход и восход солнца и луны в дни летнего солнцестояния. Дни летнего солнцестояния хорошо фиксируются и вполне могут являться началом отсчета года. Таким образом, Новый год приходился на эти дни.
Стратиграфические наблюдения сакральных объектов показали, что ритуалы проводились регулярно. Мир периодически разрушался, растворялся в первичных водах на юге, а затем возрождался в виде круга — доминантного образа хронотопа.